вторник, 2 апреля 2013 г.

Мы не прощаемся!

МК, которого я с таким трепетом ждала, позади. Для меня это были удивительные два часа. Перед началом меня очень беспокоил разрыв между теми, кто уже не первый год ведет собственный блог и теми, у кого вообще нет аккаунта в Google. Однако уже через 15 минут после начала стало ясно, что в аудитории нет случайных посетителей, что вы, уважаемые коллеги, настроены весьма решительно.

Убеждена, что "правильный" МК - это точно не рассказ о своих достижениях, не риторические всплески, не клики по ссылкам. Часто бывает так, что в аудитории слышится ропот: мол, мы слушать пришли, а не работать. Какое счастье, что у нас было иначе! 80 минут из 120 именно вы задавали тон мастер-классу. Спасибо вам за это!

Все три группы были разными, у каждой был свой неповторимый стиль работы. Большое спасибо модераторам групп +Елена Гликман , +Юлия Понятовская , +Жукова Татьяна. В результате совместных усилий образовалось три подборки материалов для блог-урока.

Красная группа избрала минималистский стиль, ограничившись возможностями аккаунта Google, что, на мой взгляд, вполне оправдано и снимает лишние риски. Именно в этой модели  урока живая речь и поддержка учителя особенно грели душу.

Участники желтой группы проявили больше смелости в отборе веб-сервисов и не только представили собственное задание в Learningapps.org, но и предусмотрели создание детьми аналогичных продуктов.

Модель урока в формате 1:1 участники зеленой группы создали, распределив темы между собой, что позволило полностью раскрыть содержание урока. Здесь также представлен солидный набор веб-сервисов для создания учебного контента.

Более подробный анализ можно прочитать в комментариях к каждой модели урока. Мы сейчас говорим  именно о модели урока, о логике отбора учебного содержания и его организации в блог-уроке. Конечно, отведенного времени недостаточно, чтобы разработать полноценный урок (надо было мне меньше говорить!) . Мало времени удалось уделить развитию мыслительных умений, почти совсем не говорили об оценивании и взаимооценивании.

Но у нас еще все впереди: началась новая четверть, а значит, самое время попробовать разработать и провести собственный блог-урок.
Этот блог остается открытым для ваших вопросов, идей и, конечно, для ссылок на проведенные вами уроки или материалы к ним. Если вы хотите обратиться ко мне лично, это можно сделать через мой профиль Google: +Мария Смирнова

Мы не прощаемся!

5 комментариев:

  1. Действительно, времени просто не хватило, чтобы отобрать, выделить. И работа в команде (красная), если честно, не получилась. Но здесь есть и объективные причины: команда из 10-12 человек - это уже не команда. Думаю, что на следующий МК надо группы не более 6 человек делать. А то получилось, что три подгруппы работали несогласованно: одна из них просто сидела, прослушав и приняв предложение (сервисами не владеют), а другая не стала себя позиционировать, как часть общего дела. Думаю, что в следующий раз стоит на такие специфичные и продвинутые МК набирать и публику соответствующую: не просто хотят послушать, а могут и умеют что-то делать. Лично я вообще не умею так! быстро что-то качественно делать. Может задания чуть меньше по объему на МК давать? А говорить меньше не надо было: это ведь ценный опыт новатора. Именно опыт, а не теория о том, как надо и не надо делать. Ну что же делать, если часть опыта можно передать только через рассказ-демонстрацию, а не через просмотр блога-урока. Вот было бы здорово посмотреть видеозапись Ваших таких уроков: без купюр, со всеми рабочими моментами, продолжительностью по времени и другое. Видела только 2 пока таких урока педагогов СПб, но в модели 1:1, а хочется как в действительности у всех: минимум компов, максимум работы.

    ОтветитьУдалить
  2. "Выбор правильного решения приходит с опытом, а опыт приходит с неправильными решениями." "Зеленая" группа в той же ситуации смогла разделить полномочия :)

    По объему соглашусь: он был велик. Меня весьма смущало отсутствие опыта ведения блога у 2\3 участников МК, поэтому без формулировки правил и табу и без анализа представленнных материалов было бы опрометчиво начинать проектирование блог-урока. Возможно здесь я допустила просчет.

    Записи уроков не веду. Надо задуматься об этом.

    ОтветитьУдалить
  3. Думаю, что на счет табу и контроля анализа материалов МК - это уже к организаторам конференции. Ведущим МК приходится подстраиваться под те правила, которые существуют (как сейчас в любом ГБОУ): учим всех! А может это и хорошо (днем все видится в светлых тонах): больше народу, шире круг "друзей" и единомышленников.

    ОтветитьУдалить
  4. Мария Алексеевна, спасибо за общий анализ нашей работы на МК! Мне очень ценно было почувствовать, что картинка совместной деятельности учителя при подготовке урока в блоге и ученика в работе по заданному учебному маршруту, начала складываться. Я бы назвала этот процесс погружением в деятельность, и это погружение является общим и для учителя, и для ученика. Самое интересное, что учитель наравне с учеником попадает в условия само- и взаимо- обучения. Работа в нашей «зелёной» группе на МК показала границы нашего, учительского, знания и незнания и это здорово, потому что этот факт невероятным образом сближает наши позиции с позициями наших учеников и даёт возможность вместе создавать и творить. Так много говорится сейчас о разумности применения инструментов и средств ИКТ, а на МК, идя от целей и содержания урока, приходилось, выстраивая маршрут изучения и освоения темы, непосредственно размышлять об инструментах именно с позиции эффективности и целесообразности их использования. Конечно, времени на полную разработку не было, но ведь главное состоит в том, чтобы открыть для себя этот способ проектирования и это открытие я для себя лично сделала. Ещё интересно, что одновременно было показано несколько форм составления маршрута изучения учебного материала: и дистанционно, и в группах, и 1:1. Тоже пространство для размышлений и выбора в соответствии с задачами. А по поводу сложностей в разбивке материала учебника для построения структуры урока (сложность всё же возникала в процессе обсуждения), хотелось бы отметить следующее: рамки, заданные учебником, как-то, извините, «топорно» ограничивали информационное пространство и больше мешали выстраивать урок, чем помогали. И я думаю это не случайно, ведь учебник создавался задолго до информационного бума и не отражает современных требований к поиску и отбору информации, теряя свою актуальность и привлекательность. Думаю, что в процессе работы над чудесной темой «Леса России» по маршруту, заданному в блог-уроке, может родиться новый учебник, эксклюзивный учебник как отражение результата совместной работы учителя и детей, и каждый новый класс может писать его по-своему. Ещё раз огромное Вам спасибо за предоставленную возможность этих открытий! Хорошо, что Вы оставляете блог МК открытым, хочется возвращаться к его материалам и дорабатывать возникшие идеи. Отдельная благодарность нашему модератору Татьяне Жуковой. Она нам помогала и поддерживала наши начинания. И мы, действительно, не прощаемся!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Элеонора Артуровна, за подробный отзыв. Для меня было очень важно, чтобы участники почувствовали себя сразу в двух ролях: и учителя, и ученика. Ведь по сути я для вас провела тот же блог-урок :) И если у вас появились новые идеи, значит урок получился, а уж раз есть желание здесь еще что-то добавлять и исправлять, то большего и желать нельзя.
      На своих уроках ОМ я не пользуюсь учебником вообще, но в рамках мастер-класса мне казалось необходимым дать опору тем участникам, которые работают в старшей школе. Ведь среди нас были не только учителя начальной школы. Возможно, это кому-то помешало. Но пока я в себе "не убила предметника", для меня важно, чтобы вся триада планируемых результатов была достигнута, а в этом случае без опоры на учебное содержание не обойтись. (Или я не умею обходиться :)

      Удалить